ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГА. Почему в наше время случается много неврозов и спрос на услуги психотерапевтов стремительно растет? Уже была высказана мысль, что в прошлом веке общество, по большей его части, было занято проблемами обустройства приемлемых условий для проживания. Забота об этом занимала практически все время человека. Не оставалось времени заняться собой, заглянуть внутрь своей личности, развиваться индивидуально. Поэтому не было времени и для неврозов, поскольку они - суть индивидуально-психическое явление. Ригидная мораль и консервативные традиции, передающиеся из поколения в поколение на протяжении многих веков, не вызывали дихотомии в силу своей монопольности и патернализма почти во всех слоях общества. Тоталитарный характер общественной этики не позволял отклоняться, и даже более того, думать о чем-либо другом, о каких-либо иных формах социального устройства. Поэтому практически ни один член такого социума не испытывал каких-либо внутриличностных разногласий, он жил как бы в культурном вакууме. Но вот пришло новое время, условия жизни изменились, демократия и гуманизм подарили людям свободу личной жизни. В силу этого почти каждая личность наконец-таки познакомилась сама с собой - но только самую малость, на большее не хватило компетенции. Никто толком не умел и не знал как обращаться со своей человеческой сущностью. Отчего и началась конфронтация междуестественными инстинктами и человеческой природой с одной стороны, и ригидныйх моралей и традиций с другой. Это и послужило фактором для возникновения неврозов. Стоит попытаться развить эту мысль глубже. Демократия - как форма устройства бесспорно является оптимальной для личностного развития каждого из представителей социума. Свобода является необходимым условием для такого прогресса, но далеко не каждый народ, этнос или нация (как хотите) в состоянии правильно этим воспользоваться, и даже не каждый готов ее принять.Исторически сложившийся менталитет отдельных народов разительно отличается от того, которым обладали и обладают народы, утвердившие демократию. Родоначальники демократии и те, кто стоял у ее истоков получили необходимый опыт в процессе того, как шел сам прогресс и личностное развитие. Следует еще учесть и предпосылки самого утверждения демократии, которые побудили народ к основательной реформе социального устройства. Это исторически необходимая ступень. Каждое последующее поколение такого социума имело возможность познавать все нюансы, тонкости и недоработки прошлых достижений, а затем на этой основе совершенствовать подходы и методы формирования оптимальной системы социального и государственного устройства. В дальнейшем достигаются определенного рода результаты, которые можно отнести к "демократическим преобразованиям". Результаты, к которым пришли путем последовательного исторического опыта. Что же касается других народов, которые на протяжении всей своей истории жили по иным канонам - у них сформирована другая система отношений и ценностей, и как следствие - другое устройство государственно-социальной базы. Все это носит как правило статичный и авторитарный характер, не подвергается исследованию и совершенствованию на протяжении всей истории этих народов. Естественно, что народ, стремящийся к личностному развитию становится лидером прогресса всего человечества. Это приводит к абсолютному экономическому, культурному и научному доминированию такого народа на мировой геополитической арене. И тогда доминант становится законодателем, который хочет распространить свои достижения на другие народы. Достижение под названием "демократия" начинает внедряться практически в каждый народ, в каждый уголок земного шара. Вот в этом-то и кроется ошибка. Народы, которые всю свою историю жили по авторитарной системе отношений и ценностей, не готовы принять свободу, они попросту не умеют пользоваться этим благом. Получив демократию лишь в виде конечного результата такие народы сталкиваются с серьезной проблемой: насаждаются демократические принципы, которые вступают в прямой конфликт с их ментальностью. Теперь официально ратифицируется одно, а в самом социуме практикуется другое. Быть может новые законы и приняты подавляющим большинством, но старые укоренившиеся каноны, традиции, стереотипы и вся система продолжают влиять на людей, что не может не сказываться на их психике. Возникают сильнейшие внутриличностные противоречия, которые травмируют рвзум. Особенно пагубное влияние это оказывает на процесс воспитания нового поколения в таких ограниченных народах. Предпринимаются постоянные попытки совместить несовместимое. Отсюда и возникают психические расстройства, но это лишь незначительная проблема, которая возникает вследствие насаждения чуждых законов. Возникнут куда более серьезные. Далеко не все страны нуждаются в демократии, равно как и далеко не каждый человек в состоянии правильно пользоваться свободой. -Выдержка из рукописи, 2011 год.